Overblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Le blog de hubertherve75

Что привносит чтение «Капитала» в «социальный психоанализ»?

26 Novembre 2017 , Rédigé par Hubertherve75


Что привносит чтение «Капитала» в «социальный психоанализ»?

Я предлагаю обратиться к первому разделу первого тома работы «Капитал», и извлечь из него некоторые элементы, позволяющие понять его вклад в то, что я назвал «соцальным психоанализом». 
Специфика социального психоанализа заключается в том, что, в отличае от классического психоанализа, его непосредственным объектом изучения является социум, а основным понятием – социальный перенос. Социальный психоанализ исследует социальные процессы, но так как человек неотделим от определённой системы, индивиуальный психоанализ также включён в поле исследования. 
Французский психоаналитик Жак Лакан подчеркивает важность работы Маркса, говоря о том, что в таких вопросах как симптом, фетишизм, стадия зеркала, ценность, этот последний опередил и Зигмунда Фрейда, и его самого. Лакан также базируется на понятии «прибавочной стоимости» Маркса при создании психоанатического понятия «прибавочное наслаждение». Опираясь на исторический материализм Маркса, я хочу продемонстрировать, каким образом немецкий философ стал первый аналитиком социального и историчекого переноса, функционирующего в обществе, тогда и сейчас. 
Для этого, я обращусь к первому разделу первой части книги. Сам Маркс в предисловии признаёт сложность этой части, оправдывая тем самым философскую тенденцию скорее переходить ко второму разделу, который более непосредственно описывает капиталистическую эксплуатацию и её механизмы. Например, именно такой является позиция Луиса Альтусера. Тогда как, на мой взгляд, следует учитывать узначальное желание Маркса, который заявляет об особой важности радела «Товар и деньги» для понимания экономического феномена в целом, но также социальных процессов и социальных отношений между людьми. 
В этом контексте, я согласен с мнением философом Франсуа Шатле: «Первый раздел является теорией цивилизации», но также возлагает «основы революционной теории цивилизации». Маркс действительно подчеркивает форму стоимости и ее отношение к функционированию общества, экономики и социальных отношений, отношений между людьми. В своём предисловии он пишет, что «форма стоимости, получающая свои законченный вид в денежной форме, очень бессодержательна и проста. И, тем не менее, ум человеческий тщетно пытался постигнуть ее в течение более чем 2 000 лет, между тем как, с другой стороны, ему удался, но крайней мере приблизительно, анализ гораздо более содержательных и сложных форм. Почему так?». Маркс стремиься проникнуть в тайну способа производства: производить, потреблять, делиться тем, что производится. 
В этом первом разделе, Маркс постулирует возможность гомологии между товаром и человеком. Мы можем прочитать в одной из ссылок, что «в некоторых отношениях человек напоминает товар». 
Таким образом, объект анализа Маркса в первой части «Капитала» очевидно является анализом отношений, которые устанавливает человек с социумом. Можно привести много примеров, которые показывают гомогенность между психоаналитическим подходом и подходом Маркса:
Вопрос  секрета, который я упомянул выше;
Вопрос расшифровки иероглифа: «У стоимости не написано на лбу, что она такое. Более того: стоимость превращает каждый продукт труда в общественный иероглиф. Впоследствии люди стараются разгадать смысл этого иероглифа, проникнуть в тайну своего собственного общественного продукта, потому что определение предметов потребления как стоимостей есть общественный продукт людей не в меньшей степени, чем, например, язык»;
Понятие неизвестного и его функционировение: «Приравнивая свои различные продукты при обмене один к другому как стоимости, люди приравнивают свои различные виды труда один к другому как человеческий труд. Они не сознают этого, но они это делают»;
Вопрос маски: «Понятия, используемые в «Капитале» осуждают капитализм. Капитализм показывает не то, чем он является и является не тем, что он показывает»;
Вопрос обмана и функции мистификации;
Вопрос о фетишизма и фантасмагорической форме;
Таким образом, целью моей презентации будет анализ подобных гомологий между понятиями выдвенутыми в «Капитале» и теорией социального переноса. Критика политической экономики, выдвинутая в книге, опирается на их материальность. Эта критика становится политическим анализом и инструментом ориентирующим практику материальной трансформации социума. Маркс анализирует социальные отношения, связывающие людей, что в свою очередь является существенным вкладом в социальные психоанализ, позволяющий критический взгляд на психоанализ классический.   

Partager cet article
Repost0
Pour être informé des derniers articles, inscrivez vous :
Commenter cet article